фуэки-рюко
不易流行
Фуэки-рюко — «вечное — текущее» или «вечное в текущем». В поэзии трехстиший-хайкуО японской поэзии фуэки-рюко — это ощущение постоянства и незыблемости вечного в непрерывно меняющемся мире, это и незыблемость поэтической традиции, неразрывно связанной с изменчивостью форм, это глубокое осознание того, что вечное слито с текущим.
Всеобщий, «космический» план соотносит стихотворение с миром природы, с круговращением времен года в самом широком смысле. В подобном соотнесении главную роль выполняет «сезонное слово» киго, обязательное для каждого стихотворения. Это, по сути дела, намек на принадлежность хайку к круговороту природы. О киго - смысловом центре стихотворения, поэты говорят, что оно «воскрешает забытое и рождает ассоциации» [Такахама Кёси, с.15].Существуют стихотворения хайку, не содержащие сезонного слова, но его отсутствие воспринимается как нарочитость, как осознанный «минус-прием».
Есть еще один план в стихотворении — конкретный, предметный, осязаемый мир четко обрисованных, а точнее, названных вещей. Масаока Сики писал, что простое называние вещей может произвести глубокое впечатление.
Поэт Такахама Кёси в ХХ веке писал: «В поэзии нет места лишним словам о предметах и явлениях, они привлекают человеческие сердца простыми звуками». Отличия «вечного» и «текучего» порой выявляются не сразу. Оба элемента не должны автоматически вытекать один из другого, иначе между ними не будет напряжения. В то же время «они не должны быть совершенно независимыми; перекликаясь друг с другом, они должны порождать одинаковые обертоны, ассоциации». Единство этих двух начал и составляет смысл стихотворения.
Американский исследователь Дональд Кин писал по этому поводу: «Чтобы не быть лаконичной констатацией факта, хайку должны были сочетать два элемента, сопоставление которых побуждало читателя к воссозданию заложенного в этих элементах микрокосма… Один элемент - «вечное», другой - «текущее», хотя их отличия порой выявляются не сразу. Оба элемента не должны автоматически вытекать один из другого, иначе между ними не будет напряжения. В то же время они не должны быть совершенно независимыми; перекликаясь друг с другом, они должны порождать одинаковые обертоны, ассоциации» [Д.Кин, с.96]. Под «вечным» и «текущим» исследователь подразумевает фуэки рюко, единство которых и составляет существо хайку.
- http://www.haikupedia.ru/%D1%84%D1%83%D1%8D%D0%BA%D0%B8-%D1%80%D1%8E%D0%BA%D0%BE
- http://arzamas.academy/materials/729
- фэнлю фурю
- Е.М.Дьяконова. Теория хайку Масаока Сики, изложенная в семи трактатах. Doc-файл.
- http://haikupedia.ru/%D0%B4%D1%8C%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B02