Цифровой садик - приветственная

Цифровой садик - приветственная | Полный список всего, что тут есть | RSS | Подписаться через follow.it

01.04.2022

modern stoicism

Как обычно, абы что немножко.

Адо первым был, Фуко подхватил. Хотя книжка про духовные упражнения Адо и первый курс Фуко про стоиков, где он на Адо, насколько помню, ссылается, чуть ли не одновременно вышли

Красной нитью через всю «Герменевтику себя» проходит многогранная история epimeleia heautou — «заботы о себе». Именно к ней призывает Сократ в «Апологии», уговаривая афинян «заботиться раньше и сильнее не о телах ваших или о деньгах, но о душе». Опираясь на «Алкивиада», можно заключить, что этот принцип неразрывно связан с еще одним — gnothi seauton («познай самого себя»): «Познав самих себя, мы одновременно познаем заботу, в которой нуждаемся». В определенном смысле это две стороны одной монеты: познание себя — это уже забота о себе, ведущая к обогащению наших представлений о требуемой заботе. Эта двоица не самоценна, а необходима для заботы о других, чем молодой Алкивиад и собирался заняться на государственном поприще, но был пойман назойливым Сократом с расспросами, каким образом он намерен заботиться о других, если даже о себе не может позаботиться. Сократ вот может — поэтому оправданны и его наставления афинянам.

Если все-таки суммировать основную коллизию «Герменевтики», она заключается в том, что со временем gnothi seauton вытеснило из философии в частности и культуры в целом epimeleia heautou — и осталось лишь чистое познание, плодами которого мы теперь наслаждаемся: «Что было причиной того, что понятие epimeleia heautou (заботы о себе), несмотря ни на что, было обойдено вниманием в том способе, каким западное мышление, философия восстанавливали собственную историю? Как получилось, что столь видное место занял, обрел такую важность и значимость принцип «познай самого себя» и было отодвинуто в сторону, оказалось в тени понятие заботы о себе, которое фактически, исторически, если судить по документам и текстам, поначалу, похоже, включало в себя принцип «познай самого себя» и было опорой целого круга чрезвычайно насыщенных и богатых смыслами понятий, практик, форм поведения, способов жизни и т. д.? Откуда у нас это предпочтение gnothi seauton в ущерб заботе о себе?»


Если у вас есть мысли, комментарии, предложения или отклики по поводу этой страницы или этого цифрового сада в целом, напишите мне сообщение на agnessa@agnessa.pp.ru. Мне ооочень интересно!

Задонатить.


An IndieWeb Webring 🕸💍