викторианское счастье
Показалось интересным, практически технология, как жить, чтобы чувствовать себя хорошо. Не знаю, насколько рабочая, но мне выглядит очень правдоподобно. Текст тыренный, слегка сокращён, моё — преимущественно ссылки.
Источник: tataole — http://tataole.livejournal.com/69685.html
…фактически в готовом виде содержится в работах многих британских авторов викторианской эпохи и чуть более ранних. Именно в то время … развелось великое множество граждан с независимым состоянием, которые могли с приятностью проводить свою жизнь, особо не заботясь о хлебе насущном. И, оказывается, они даже выработали правила того, что они называли «счастливой частной тихой жизнью» — идеальным видом существования с их точки зрения. Эти правила можно встретить и в записях Джейн Остен, и в письмах Диккенса, и даже в детективах Конан-Дойля.
Современные представления о счастье крайне далеки от этих старинных респектабельных норм. Обычно кажется, что у счастливого человека должно быть много всего: секса, славы, успеха, роскоши, вечеринок, друзей. Что его мобильный надрывается от приглашений, что он постоянно путешествует и много, плодотворно работает. А в свободное время он летает на дельтаплане и ныряет за затонувшими сокровищами с испанских каравелл. В общем, живёт полной жизнью. Именно такую картину счастья рисуют популярные медиа, кино и даже современная литература.
А вот викторианские леди и джентльмены пришли бы в ужас от подобной печальной картины. С их точки зрения, тратить свою жизнь на постоянные светские рауты, на активную общественную работу или на сворачивание бизнес-гор обязаны только несчастные люди, которым приходится самим пробивать себе дорогу в жизни. В то время как «счастливая частная тихая жизнь» — есть удел избранных счастливчиков, которые могут себе её позволить. Именно она гарантирует душевный покой, хорошее настроение и чувство полного удовлетворения собой и окружающим миром.
С падением Британской Империи и последовавшими за ней социальными пертурбациями, прослойка рантье, могущих жить в приятном безделье, сократилась до ничтожной величины и «счастливая тихая частная жизнь» фактически ушла в историю. Забылись и её основные принципы. И очень зря. Потому что сейчас, вооружившись последними изысканиями этологов и эволюционных психологов, можно с уверенностью сказать – да, викторианцы знали, что делали. Они действительно сумели создать совершенно гармоничный образ жизни для представителя нашего вида – пусть и не понимая, как это работает в теории.
И сейчас ничто не мешает взять их наработки на вооружение.
…восемь правил, каждое из которых является обязательным кирпичиком в пирамиде вашего душевного благополучия.
Гуляйте каждый день не меньше пяти километров
…физиология будет благодарна вам за такую замечательно размеренную и разнообразную нагрузку на свежем воздухе…
…в британских прогулках было и нечто более важное: именно они могли удовлетворять один из пяти первейших инстинктов человека, так называемых «инстинктов ящера» — потребность в скаутинге. Большинство животных ориентированы на то, чтобы передвигаться, изучая окружающую среду – это древнейшая из наших программ, лишь немного уступающая по важности инстинкту самосохранения и инстинкту продолжения рода. Если вы проделываете ежедневные пятикилометровые марш-броски, периодически меняя маршрут и разглядывая прохожих, магазины, скверы, поля или машины – неважно что на самом-то деле — ваш ящер будет доволен. Если же вы существуете в режиме – дом-машина-офис-машина-дом, ящер постепенно начнёт хандрить. А вы – вместе с ним.
И да, превратности климата не должны мешать нашим прогулкам. Как гласит английская поговорка: «Нет плохой погоды – есть плохая одежда». И кстати, то, что во время ходьбы наш мыслительный аппарат работает намного эффективнее, (спасибо активности ящера в этот момент), задолго до англичан заметили древние греки. Аристотель, например, даже создал школу «перипатетики» — лекций и философских дискуссий на ходу, во время прогулки.
Не пренебрегайте сплетнями и общением со скучными людьми
слабые социальные контакты связывают общество
Традиция «маленьких визитов» на чай друг к другу — еще одна радость неформальной сельской жизни у британцев. Заглянуть в гости соседу буквально на 10 минут, чтобы выпить чашечку и обменяться последними новостями – это важнейший ритуал «тихой частной жизни». Причём британец не ограничится визитами только к тем людям, которые ему на самом деле интересны. Хороший тон добрососедства обязывает поболтать и со скучнейшей старой мисс Смит, и со сварливым майором, который в сотый раз будет талдычить про то, как он охотился на тигра в Джайпуре. Да, конечно, во время беседы о том, какую ерунду вместо меренг приготовила кухарка мисс Смит, вы будете чувствовать скуку, и может быть, даже почувствуете сожаление, что тигру так и не удалось закусить майором. Но ваше подсознание в это время будет исправно перерабатывать важнейшую информацию: оно отметит ваш высокий уровень социализации в группе, достаточную частоту контактов с членами этой группы, еще раз изучит состояние вашего иерарахического статуса и совершит еще массу действий, которых вы сами, вероятнее всего, даже не заметите. Просто будете чувствовать себя спокойнее, увереннее и жизнерадостнее, как и положено представителю сверхсоциального вида, выполнившему свои социальные функции.
Ухаживайте за растениями
То, что британцы помешаны на садоводстве, причём предпочитают копаться в земле собственными руками – тоже момент общеизвестный. Пусть это будет клочок земли, размером с носовой платок, пусть балкончик, пусть хотя бы подоконник с дюжиной горшков. Хотя, конечно, собственный сад – лучше всего, и что может быть приятнее, чем два-три часа провозиться в нём, высаживая рассаду в смесь из торфа, песка и компоста? Люди, до крайности равнодушные к нашим зелёным вегетативным друзьям, вряд ли смогут понять всю восхитительность этого занятия, а между тем, это ведь тоже древнейшее, эволюционно оправданное свойство человека –стремление культивировать растения.
Человек – не единственный вид на планете, который умеет это делать: муравьи разводят грибные плантации, а врановые, скажем, иногда вполне осознанно рассаживают семена деревьев, но именно человек стал истинным гением растениеводства. Мы все — потомки людей, обладавших этим даром. И чувство удовлетворения при виде посаженных нами и обихоженных растений — это очень древняя награда за эволюционно правильный поступок, важный для нашего выживания. С точки зрения, конечно, нашего подсознания, которое очень мало знает о супермаркетах, морозильниках и современном сельском хозяйстве, зато прекрасно осознаёт, что запах свежевскопанной земли и посаженные нами семечки – это очень, очень хорошо.
Помогайте другим людям
Жертвовать деньги в помощь дислектикам? Собственноручно вязать пинетки для младенцев в Сомали? Участвовать в благотворительной ярмарке в пользу матерей-одиночек? Правила частной тихой жизни предполагали, что леди или джентльмен непременно будет заниматься хотя бы умеренной благотворительностью. В самых роскошно обставленных гостиных всегда можно было найти куски грубого полотна из «корзинки для бедных», которую благородные дамы передавали друг другу, наполняя её простым, но крепким бельём и детскими вещичками. Даже самые стеснённые в средствах джентльмены считали своим долгом положить во время церковной службы хотя бы несколько пенсов в кружку для пожертвований. Филантропия была непременным атрибутом викторианской жизни. И выигрывали от неё отнюдь не только бедняки.
В этологии существует термин «непрямая реципрокность». Он обозначает принятый у многих социальных видов принцип «особь, занимающая высокое положение в иерархии, демонстрирует это заботой о тех, кто находится ниже её». То есть, например, скворец, занимающий лидирующее положение в стае, будет кормить тех, кто слабее его. Но если слабый самец попытается засунуть кузнечика в клюв альфа-самцу – он рискует недосчитаться после такого оскорбления перьев в хвосте. «Кто всех сильнее — тот о всех и заботится» — вот что такое непрямая реципрокность, ставшая выигрышной эволюционной стратегией у социальных видов. Когда мы помогаем другим людям – мы начинаем выше оценивать своё социальное положение и чувствуем себя счастливее. И, наоборот, принимая чью-то помощь, мы часто теряем уверенность в себе и можем испытывать по этому поводу стресс. Именно поэтому анонимные пожертвования всегда считались более благородным и деликатным способом помогать другим: так мы меньше унижаем тех, кто вынужден прибегать к нашей помощи.
Соблюдайте режим дня
«Рано в кровать, рано вставать – горя и хвори не будешь ты знать». На самом деле, не так уж важно насколько рано вы встаёте. Британские джентри любили засиживаться заполночь за картами и разговорами, так что раннее вставание вовсе не было у них в приоритете. Куда важнее они считали другое – размеренный распорядок дня и питание строго по часам. Пусть вы ложитесь в час ночи, а встаёте в десять – но вы делаете так всегда. Временная предсказуемость очень важна для нашего внутреннего ящера, о котором я тут уже писала – он чрезвычайный консерватор в вопросах сна, бодрствования и часов приёма пищи. Если сводить ящера с ума, питаясь и отдыхая когда придётся, он отомстит за это дурным настроением, расстройством сна и пищеварения. Зато если нарушать режим всего несколько раз в год – например, во время праздников, это поможет сильнее чувствовать необычность происходящего.
Держите в порядке вещи в вашем доме
Учёт белья, сортировка банок варенья, запись расходов и порядок во всём – педантичность в хозяйственных делах у британцев могли оспаривать только фламандцы с немцами, да и то с натяжкой. Но при этом викторианские дома вовсе не были скучными или излишне вычищенными, наоборот, викторианский интерьер – это эклектика, загромождённость пространства мебелью и всевозможными мелочами. Пустоты и наготы викторианцы не ценили ни в каких областях. Но при этом хозяйка жилья точно знала расположение всякой вещи в своём доме: если сапожная щётка хранится в совке для угля, а чай – в жестянке с надписью «табак», значит, и то, и другое всегда будет именно там.
Учёта и контроля в викторианских домах было куда больше, чем стерильности. Пересчётом бакалеи и описями наволочек там могли упоённо заниматься каждую неделю, причём даже при наличии экономки хорошая хозяйка считала своим долгом контролировать процесс лично. И очень выигрывала от этого психологически. Эволюционная психология животных-собирателей делает представителей этих видов счастливыми, когда они могут заняться любимым занятием – рассматриванием и классификацией накопленных ими сокровищ. Сорока может часами любоваться залежами сверкающих фантиков в гнезде, белки обожают проверять свои ореховые заначки, обезьяна с наслаждением раскладывает шарики кучками по цвету – ибо все это есть неотъемлемые таланты собирателей: учёт, контроль, хранение и сортировка.
Даже если лень это делать, в процессе мы вольно или невольно включаем дремлющую в нас программу собирателя и получаем максимум удовлетворения от хорошо разобранного ящика стола или буфета. И, наоборот, наличие в доме «тёмных» мест – захламлённых чуланов, полок или шкафов вызывает в нас беспокойство и неудовлетворённость, даже когда мы о них и не вспоминаем.
Общайтесь с детьми и животными
Наличие рядом существа, нуждающегося в вашей заботе – особенно малолетнего представителя вашего вида — веский повод для организма свести к минимуму любые метаболические реакции, которые могли бы вызывать у вас депрессию. У всех видов с половой стратегией, предполагающей долгое выращивание ограниченного числа детёнышей, появление потомства накладывает на родителей столь серьёзные обязанности, что без дополнительной биохимической поддержки они могли бы с ними и не справиться.
И хотя идея о том, что дети — это практически гарантированное счастье, принадлежит не викторианцам, а куда более древним обществам, но именно викторианцы первыми стали находить удовольствие от простого общения с детьми. Именно в эту эпоху впервые в истории человечества ребёнок стал рассматриваться не как маленький и глупый взрослый — а как существо с особыми потребностями. Детские праздники, детская литература, детская одежда, права ребёнка – это всё зарождалось именно в викторианских детских. Игры и разговоры с детьми — своими или соседскими – стали считаться вполне приличным занятием для любого взрослого.
А что делать, если детей поблизости нет? Их роль отчасти могут взять на себя животные-компаньоны, которые так же нуждаются в нашей помощи, в нашей защите и так же забавляют нас своей наивностью. Неудивительно, что викторианцы горячо любили своих кошек и собак, дав жизнь многочисленным обществам по защите прав этих животных.
Каждый вечер записывайте события минувшего дня
- (празднование — мне кажется, очень связано с этой темой. Подведение итогов дня каждый день — это круто. А.Б.)
Наверное, всем известно, что сны – даже самые яркие – могут стремительно забываться уже через минуту-другую после пробуждения. Самый лучший способ запомнить сновидение – это рассказать его, пусть даже самому себе. Вербальное подкрепление мимолётных образов сразу переводит это воспоминание в более надёжную ячейку памяти. Тот же принцип действует и при запоминании событий реальных – какие бы сильные впечатления мы ни испытали, мы всегда рискуем их забыть, если не облечём свои ощущения в слова. Хотите, чтобы прожитая жизнь воспринималась вами как что-то очень долгое и насыщенное событиями? Ведите дневник. Или, как это делали викторианцы, пишите письма обо всем, что с вами происходило. 3-4 обстоятельных письма в неделю были нормой — традиционно с писем, которые вы писали, вы сразу и снимали копию, чтобы потом хранить ее вместе с ответом вашего корреспондента и перечитывать все это в свободные часы.
Сейчас этой цели вполне могут служить многочисленные сервисы интернет-блогов, но и старый привычный способ записывания пережитого ручкой на бумаге вполне справится с задачей превратить в вашем сознании вашу жизнь –в почти бесконечный увлекательный роман, пусть даже его действие на посторонний взгляд и не будет блистать разнообразием сюжетов и экспозиций. Записывая и регулярно заново переживая все события каждого дня, вы делаете его многоцветной страницей вашей биографии.