Цифровой садик - приветственная

Цифровой садик - приветственная | Полный список всего, что тут есть | RSS | Подписаться через follow.it

27.03.2025

Оскар Уайльд

…серию книг, в которых последователи американского литературоведа Хэролда Блума учат студентов писать эссе о произведениях классиков («Bloom's How to Write about…»). Сам Блум написал коротенькие предисловия ко всем изданиям. Мне захотелось перевести одно из них — из книги «Как писать об Оскаре Уайльде»:

«Чтобы написать об Оскаре Уайльде, надо вспомнить принцип Хорхе Луиса Борхеса: Оскар всегда прав. Хотя любимым тропом Уайльда была гипербола, его вывернутые наизнанку общие места с замечательным постоянством оказываются сказанными по существу. Блумианский принцип чтения Оскара: воспринимать его юмор серьезно, а его возвышенную серьезность — с юмором, потому что в этом его суть. Человек, который, умирая слишком молодым на чужбине, мог сказать, что смерть ему не по средствам, и пробормотать, что кто-то должен уйти — он или обои*, заслуживает чуткого отклика.

Уайльд — великий комедиограф, особенно в «Как важно быть серьезным», и значительный, хотя и не оригинальный, критик. Как ученик Рескина и Патера (https://ru.wikipedia.org/wiki/Патер,_Уолтер), он популяризирует, почти не изменяя, их идеи. Его самый заметный вклад в критику — диалог «Упадок лжи».

Помимо Рескина и Патера, подлинное литературное родство связывает Уайльда с великими творцами викторианского нонсенса — Льюисом Кэрроллом и Эдвардом Лиром. Попробуйте почитать параллельно комедии Уайльда и великие романы Кэрролла об Алисе или сопоставьте критические диалоги Оскара с «Йонги-Бонги-Бо» и «Донгом с Сияющим Носом» Эдварда Лира.

Как ни странно, хотя «Баллада Редингской тюрьмы» метрикой и атмосферой очень напоминает «Балладу о старом мореходе» Кольриджа, тюремная поэма Уайльда на самом деле — порождение мира кэрролловского безумного «романа поиска» «Охота на Снарка». Сравните два эти произведения — результаты вас удивят.

Подвожу итог: мы не можем стать такими, как Уайльд, он превосходит нас гением, но нам нужно писать о нем по возможности в его духе. Общепринятый подход приведет к неудаче. Оскар парадоксален, на него нужно нападать из засады — c коварными уловками и безумными (только на первый взгляд) сопоставлениями.»

Bloom's How to Write about Oscar Wilde by Amy S. Watkin, Harold Bloom, Infobase Publishing, 2009, pр. vii- viii

http://books.google.ru/books?id=yc-QdBYDiCcC&dq=Bloom%27s+How+to+Write+about+wilde&source=gbs_navlinks_s via http://tes3m.diary.ru/p139483880.htm


Если у вас есть мысли, комментарии, предложения или отклики по поводу этой страницы или этого цифрового сада в целом, напишите мне сообщение на agnessa@agnessa.pp.ru. Мне ооочень интересно!

Задонатить.


An IndieWeb Webring 🕸💍