учиться медленно
Очень созвучное моим ощущениям.
Я довольно давно уже ничему не училась, да еще и с преподавателем и с группой, так что переоткрываю для себя радости и сложности этого занятия.
Обе основных моих учебы сейчас (курс литперевода с китайского и группа чтения «Одиссеи» на древнегреческом) предполагают формат еженедельных вебинаров, где мы прямо вот сидим все вместе в одно время на одном экране в зуме и все вместе что-то учим.
При этом всё нарастающая интенсивность моей работы и материнских обязанностей приводят к тому, что с греческого мне каждую неделю приходится уходить прямо посредине занятия, а китайский иногда пропускать. Я потом все это пытаюсь догнать и компенсировать просмотром записей и материалов, но разница в эффективности синхронного и асинхронного обучения просто потрясает мое скромное воображение.
Поначалу я списывала это на особенности фокусировки внимания и сеттинг: все-таки для занятия, которое идет в прямом эфире, я разгоняю всех родных, отключаю все оповещения, наливаю кружку хорошего чая, надеваю наушники и полностью включаюсь в занятие у компьютера с двумя большими экранами. С просмотром записей такое организовать получается редко. Но в последний раз на синхронном занятии по греческому я присутствовала вполуха, пока рулила по серпантинчикам в темноте, сигнал периодически прерывался, чат я читать не могла, и все-таки ощущения у меня от учебы были хорошие и знания как будто бы усваивались тоже совсем не так плохо, как диктовали обстоятельства.
Пришла для себя пока к двум выводам: во-первых, хотя многие знания представляют для меня ценность сами по себе, все-таки в компании других людей, которым вот это вот обсуждаемое и изучаемое тоже важно и интересно, объект штудий автоматически получает от мозга огромный приоритет и зеленый свет на расход больших ресурсов внимания и памяти. При этом собственно в процессе расход этих больших ресурсов не ощущается, чувствуется просто «мне очень интересно».
Во-вторых, на занятии темп и ритм задает преподаватель, а не я сама, и почти всегда этот темп получается гораздо более медленный, чем я бы выбрала сама. По большому счету, на обоих курсах, которые я прохожу, мы занимаемся тем, что по полтора часа очень внимательно смотрим на крошечные куски текста, многократно перечитывая одно и то же в чуть разных вариациях и обращая внимания на разные его аспекты. Делать это в одиночестве в таком темпе чаще всего довольно скучно и/или трудоемко. В компании скуки не случается, дело-то мозгом отмечено как важное социальное взаимодействие. И вот получается, что для меня это дополнительное учебное время, которое происходит уже после того, как «ну я тут все поняла, можно идти дальше», — это принципиально важный кусок, который во многом определяет, останется что-то в моей голове от урока или нет.
Думаю, что стоит попробовать переставить в голове установку «выучить как можно скорее» на «выучить как можно медленнее» и посмотреть на результаты.
- вечно недоученные – про результаты спешки и непроясненности предыдущего при кажущемся «да повторяем же, повторяем всё время».