вечно недоученные
https://t.me/kovinagorelik/722
Я всегда знала, что учебники – приблизительны и неидеальны. Но с тех пор, как я у нас регулярный преподаватель, их приблизительность и неидеальность вошла в мою ежедневную жизнь и рутину. Вместе с вопросом, как это все компенсировать.
Но больше всего меня впечатлило личное проживание того ощущения, которое мне годами описывали клиенты и комментаторы.
Это постоянное ощущение Дня сурка. Такой легонький дурдом, в котором ты катаешься на намертво вкопанной в землю карусели, но пейзаж не становится ни узнаваемым, ни различимым, ни предсказуемым.
И это, товарищи, честно говоря, жутенько.
Современные учебники построены так, что мы постоянно повторяем то, что уже (якобы) знаем, и прибавляем по чуть-чуть. Ну вроде бы звучит разумно.
А теперь следите за руками.
📌Во-первых, хрен бы мы там «знали» то, что предполагается, что мы «знаем». Учитель получает студента в том виде, в котором есть, а там – на любом уровне – неизбежные дырки в базовых структурах, формах глаголов, произношении /написании знакомой лексики, значении мало знакомой лексики и бла-бла-бла.
📌Во-вторых, граница между тем, что мы знаем и только вот сейчас планируем узнать, не проводится. Я вижу, что материал подается явно с опорой на предшествующий, но нигде нет референсов: давайте повторим, что было на прошлых уровнях (это, это и это) – и добавим туда еще вот такие нюансы и смыслы. Но ничего этого нет.
📌В-третьих, все это движется с головокружительной скоростью. Конкретно прямо сейчас в рамках одного Unit' a передо мной стоит задача запихнуть в них тройку нарративных времен (которые где-то ЯКОБЫ проходились), после чего быстро перейти к настоящему перфекту. Я не знаю, я, может, не догоняю сути, но так быстро, простите, даже я не бегаю. А у меня пробег ого-го.
Меня поражает, почему никто не подумал о том, как это ощущается человеком изнутри. Если никто не в курсе, так я скажу, я 9 лет это исследовала через многочисленные свидетельства тех, кто это пережил.
Это ощущается примерно так: «Я все время прохожу одно и то же – но у меня не складывается никакого понимания темы. Каждый раз какие-то новые объяснения, которые не помогают. Старые тоже не помогали. Нет ощущения, что какую-то тему усвоил – и пошел дальше».
Вместо динамики роста – плавный съезд крыши. Как это влияет на мотивацию? Как – на самооценку? Как – на степень доверия носителям знаний и поставщикам услуг?
Считать учебники абсолютным злом я не могу. Однако сейчас там, где я есть, и с тем, что я знаю, я не могу быть соавтором этой постоянной тревоги и ощущения неуспешности от того, что все куда-то несется, а я как не понимал ни хрена, так ни хрена и не понимаю, и не выучу эту жуть заморскую никогда.
Останавливаю учебник, останавливаю студентов, сидим, ковыряемся палочками в песке (условно). А кто будет хорошо ковырять, тот потом золотишко свое намоет 🙂