вопросы
Статья Борина о карьере Толстого написана с тургеневской лёгкостью. Так хорошо писать не умеет у нас никто, но в этой статье не видны следы инструмента, она не проверяема, в ней нет сопротивления материала, и она значит то, что значит, не давая вращения мыслей.
Шкловский В. Гамбургский счёт: Статьи - воспоминания - эссе (1914-1933). - М.: "Советский писатель", 1990. - с.191-212 Цитата из предисловия. Письмо Тынянову.
Некогда в Лите была конференция для студентов. В том числе Дёмин рассказывал про древнерусскую литературу. Рассказа, что есть, было очень немного. Много было про вопросы, про край знания. Что вот, непонятно, как там было вот то, непонятно вот это, много ещё не знаем, есть ещё, что узнавать. И после какое-то время хотелось думать и копать в эту сторону. Желание не нашло применения, не получило развития, но само то, насколько было интересно и как резко отличалось от рассказов про занятное, но уже выясненное кем-то ещё – запомнилось.
Ещё одно «зачем заметки». Сохранять вопросы и зацепки, чтоб потом идти по ним. Неактуальные вопросы и ответы на них обычно неинтересны, чужие вопросы обычно почти все неактуальны
формировать смыслы (и вопросы?)
Смысл чаще всего нельзя просто передать. Он создается внутри, в голове слушателя. Это определяет тип активностей, которые нам нужны.
- Обсуждение проблем, которые возникают в изучаемой теме - находим проблемы, признаем их и начинаем искать решения;
- Задание на поиск смысла для себя - “Как вы сможете использовать то, что вы изучите?”. Проверять не нужно, нужно заставить задуматься;
- Диалог о причинно-следственных связях - что будет, если делать так или иначе, поиск проблем от неприменения изучаемого;
- Практикумы, в которых заведомо не получится ничего сделать, если не знать то, что планируется изучать - сталкивает слушателя с необходимостью задуматься, что он на самом деле чего-то не знает.
Могут быть вариации. Но основная цель в том, чтобы подойти как можно ближе к реальности слушателя и в ней найти задачу для обучения. Человек только сам может понять, что ему это нужно. Если он не готов, то даже самые правильные и красиво написанные слова работать не будут.
(источник потеряла)
И это опять зацепка на подумать.