о монетизации
- https://pluralistic.net/2023/01/21/potemkin-ai/#hey-guys Статья Cory Doctorow на английском про то, как портятся платформы, типа жж, фейсбука, тиктока.
Enshittification (Изговнение?) как закономерный процесс.
- Сначала привлечь людей — дать им пользу и удобство, сделать менее удобно снаружи.
- Потом привлечь тех, кто будет что-то продавать этим людям — сделать удобно продавцам, уже менее удобно людям, постепенно сделать так, чтоб платформа стала относительно безальтернативной в своей нише.
- И потом уже зарабатывать на них деньги для владельцев платформы. Необходимый баланс — делать настолько неудобно, чтоб обитатели платформы (как люди, так и коммерческие организации) почти уходили, но всё же не уходили. Так получается максимум выгоды. Ещё скупать потенциальных конкурентов.
- Потом платформа умирает — потому что ситуация на шаге 3 хрупка.
Иллюзия, что если ты платишь, то товар тут не ты — иллюзия.
Телеграм там не упомянут, но по ходу телеграм идет по тому же пути. Сейчас, насколько я понимаю, тг на шаге 2. 2023-03-02.
- 2023-10-18 Ну, сейчас я думаю, что тг уже смещается к шагу 3.
- Зарабатывание денег как конечная цель действия — вообще страшновато.
Как ограничитель, сохраняю ли я возможность делать делаемое, если вкладывать нужно вот столько, а отдачи в разных видах вот столько — кажется, здраво. https://web.archive.org/web/20220526212507/https://nonidealstories.ru/do-not-monetize-everything/ - почему не надо монетизировать всё подряд
Когда мы накладываем непосильные ожидания на человека, дело или процесс, мы не даем им вести себя естественным образом. Мы не даем себе веселиться, экспериментировать, ощущать свободу. Мы зависим от результата — и этим результатом можно сделать деньги, тогда всё остальное станет способом достижения цели.
А ещё — мы вынуждены постоянно взвешивать. Что важнее — моя репутация или деньги от этого сотрудничества? Внимание читателей или деньги за очередное спонсорство? Возможность сотрудничать дальше с этим партнером или право отказаться, если я хочу отказаться?
- изменение смысла с ростом
Светлые паттерны
Светлые паттерны — это приёмы и инструменты, которые помогают пользователю понять и сделать то, что ему сейчас нужно и важно.
Если вернуться к примеру с навязанными покупками, у касс Икеи есть (были?) корзины с табличкой «Положите сюда товар, если передумали его покупать», и иногда я ими даже пользовалась. Это точка контакта с собой: точно ли мне всё это нужно сейчас? И это ниточка доверия от покупателя к бренду, кирпичик в прочных, долгосрочных отношениях.
Влияние таких вещей сложнее заметить и измерить, и они требуют смелости: а что, если я умру бомжом, когда все покупатели начнут передумывать и пол-корзины выкладывать на кассе? Но основатель Икеи Ингвар Кампрад умер с состоянием в 3,5 млрд долларов, что немного обнадёживает.
Если культивировать радость от упущенного в своей компании, можно: 🙃 Стать островком спокойствия и надежности для клиентов. «Мы рядом, никуда не денемся, наши события повторяются, наши акции регулярны. Ничего страшного, если пропустишь сегодня».
Мне нравится, как это было сделано
- https://web.archive.org/web/20210729045427/https://nonidealstories.ru/patreon/ - описание, почему патреон, что это даст тем, кто подпишется.