о монетизации
- https://pluralistic.net/2023/01/21/potemkin-ai/#hey-guys Статья Cory Doctorow на английском про то, как портятся платформы, типа жж, фейсбука, тиктока.
Enshittification (Изговнение?) как закономерный процесс.
- Сначала привлечь людей — дать им пользу и удобство, сделать менее удобно снаружи.
- Потом привлечь тех, кто будет что-то продавать этим людям — сделать удобно продавцам, уже менее удобно людям, постепенно сделать так, чтоб платформа стала относительно безальтернативной в своей нише.
- И потом уже зарабатывать на них деньги для владельцев платформы. Необходимый баланс — делать настолько неудобно, чтоб обитатели платформы (как люди, так и коммерческие организации) почти уходили, но всё же не уходили. Так получается максимум выгоды. Ещё скупать потенциальных конкурентов.
- Потом платформа умирает — потому что ситуация на шаге 3 хрупка.
Иллюзия, что если ты платишь, то товар тут не ты — иллюзия.
Телеграм там не упомянут, но по ходу телеграм идет по тому же пути. Сейчас, насколько я понимаю, тг на шаге 2. 2023-03-02.
- 2023-10-18 Ну, сейчас я думаю, что тг уже смещается к шагу 3.
- Зарабатывание денег как конечная цель действия — вообще страшновато.
 Как ограничитель, сохраняю ли я возможность делать делаемое, если вкладывать нужно вот столько, а отдачи в разных видах вот столько — кажется, здраво.
- https://web.archive.org/web/20220526212507/https://nonidealstories.ru/do-not-monetize-everything/ - почему не надо монетизировать всё подряд - Когда мы накладываем непосильные ожидания на человека, дело или процесс, мы не даем им вести себя естественным образом. Мы не даем себе веселиться, экспериментировать, ощущать свободу. Мы зависим от результата — и этим результатом можно сделать деньги, тогда всё остальное станет способом достижения цели. 
- хобби – как раз про то, что хобби свободно от ожиданий, по крайней мере, может быть свободно. Монетизация хобби лишает хобби. - А ещё — мы вынуждены постоянно взвешивать. Что важнее — моя репутация или деньги от этого сотрудничества? Внимание читателей или деньги за очередное спонсорство? Возможность сотрудничать дальше с этим партнером или право отказаться, если я хочу отказаться? 
- изменение смысла с ростом
- Подумалось, что есть приметы текстов, которые хотят действий от читателя. Это тоже нередко считывается как примета того, чему рискованно доверять. Все эти «тексты про вас», вопросы, на которые предлагается ответить в комментариях, и особенно призывы в конце поста. Чем настойчивее, тем более настораживает. Всё-таки делать важно от изобилия, не из голода.
Светлые паттерны
Светлые паттерны — это приёмы и инструменты, которые помогают пользователю понять и сделать то, что ему сейчас нужно и важно.
Если вернуться к примеру с навязанными покупками, у касс Икеи есть (были?) корзины с табличкой «Положите сюда товар, если передумали его покупать», и иногда я ими даже пользовалась. Это точка контакта с собой: точно ли мне всё это нужно сейчас? И это ниточка доверия от покупателя к бренду, кирпичик в прочных, долгосрочных отношениях.
Влияние таких вещей сложнее заметить и измерить, и они требуют смелости: а что, если я умру бомжом, когда все покупатели начнут передумывать и пол-корзины выкладывать на кассе? Но основатель Икеи Ингвар Кампрад умер с состоянием в 3,5 млрд долларов, что немного обнадёживает.
Если культивировать радость от упущенного в своей компании, можно: 🙃 Стать островком спокойствия и надежности для клиентов. «Мы рядом, никуда не денемся, наши события повторяются, наши акции регулярны. Ничего страшного, если пропустишь сегодня».
Мне нравится, как это было сделано
- https://web.archive.org/web/20210729045427/https://nonidealstories.ru/patreon/ - описание, почему патреон, что это даст тем, кто подпишется.
