Цифровой садик - приветственная

Цифровой садик - приветственная | Полный список всего, что тут есть | RSS | Подписаться через follow.it

10.12.2024

donation

Немножко полусобранных мыслей про донейшн

Мне сейчас кажется, что донейшн, оплата по сердцу, pwiw или как там ни назови - хорошая тема, потому что

И сложная, как минимум, потому, что

Частая тема, которая останавливает людей: а сколько дать будет норм? И тут ответ: столько, сколько с легким сердцем получается дать. У Ники в комментах к тексту про донейшн пишут, что «"сколько не жалко" - дело растяжимое. Одно дело - на пиво не жалко, другое - на еду, третье - на лечение».
Лучше, наверное, «спасибо за это» или «компенсировать какие-то расходы, вложиться в то, чтоб продолжал делать». Хорошо, если есть внутренний ориентир, ответ на вопросы «сколько мне показалось бы ок» и «сколько у меня на это вообще есть», платить по меньшей из этих двух.
Но если таких ориентиров нет, можно мерить по «пиву». Потому что не портит внутренние отношения с человеком, которого поблагодарили. Не обидно читать потом в блоге или ещё где, что этот человек покупал, скажем, ага, пиво (которое не необходимо, и может, даже неполезно). Или косметику, или ездил на такси, ел в ресторане, летал на заграничные курорты и что там ещё может оказаться, что «я себе такого не позволяю, а тут на деньги, которые я от сердца оторвала…» Не надо «отрывать». Выразить своё спасибо и немножко вложить в то, что человек будет продолжать делать примерно то же, что делает — потому что свойственно это делать. А жить будет как живёт. «На еду» или «на лечение» — это уже специальные сборы будут, там другие правила взаимодействий.
Можно и другие варианты подумать - отклик написать, поделиться с кем-то инфой об этом хорошем, куда-то пригласить, чем-то угостить, да мало ли. Нет ничего - ну, значит, нет ничего. Тоже бывает.
Важно так обойтись с собой, чтоб в любом случае не ощущать себя плохо. Ни виноватой, что мало отдарилась, ни обиженной из-за того, что слишком много отдала. Наоборот, ощущать себя лучше оттого, что сделала хорошее. Это внутренний счёт, внутренние отношения с собой и миром, и входит в то, где важно быть с собой в ладу.

Самое простое в расшифровке из остальных пунктов — наверное, про убирание связи между отданной суммой и ценностью. Знаменитая евангельская история про вдовицу:

41 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладёт деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.
42 Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.
43 Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,
44 ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё.
— Мк. 12:41—44

Очень наглядно видно, что взаимосвязь суммы и ценности очень относительна. «Больше денег - больше ценность» в случае одного человека в один момент — да, способ оценки. Но сравнивать между разными людьми или между разными моментами времени — уже нет. Зависит от многого другого.

Столь же ясно, что если кто-то где-то ставит плату за вход/доступ выше тех «двух лепт», «вдовица» не сможет заплатить первой. Как бы ни ценила. Тема про ограничение доступа. Сделаешь общедоступным — и будет не на что жить, не на что делать следующее, не на что учиться дальше, всё вот это. Ограничишь доступ, потребуешь оплату — и сделанное будет недоступно тем, у кого мало денег, хотя они вполне ценят, понимают и прочие слова. Поставишь плату за доступ в условные две лепты — будешь со всех получать только по две лепты типа патамушта так оцениваешь, а они чо, скока запрошено, столько и дадено, и с шансами в целом та же история про нехватку, что и в случае общедоступности, только типа ещё и сами виноваты, что так запросили, не так себя цените. Пойдёшь искать спонсоров с меценатами — и надо будет предлагать что-то, что им будет нужно-выгодно-понятно. Искать заказчиков — тогда и вовсе будешь делать, что заказали. Можно, но совсем другая история.

Необходимость продавать и покупать кота в мешке - в принципе, касается любой предоплаты. Сначала заплати, потом посмотри, прочитай, примени, что угодно ещё. Понравится, не понравится - уплочено. Ну, в каких-то случаях можно вернуть деньги, да. И получается, что в этом случае покупка зависит от умения расхвалить и от предыдущего опыта, если он есть. Не от того, что именно продаётся - это будет иметь значение уже после, создавать ситуацию на момент следующей покупки. (И мрачно скажу, что нынешнее постоянное выпускание новых товаров и снятие с продажи прежних мне выглядит ещё и попыткой убежать от последствий предыдущей встречи. «Вам не понравился наш предыдущий кот-в-мешке? Да, понимаем, но у нас теперь новый улучшенный, надеемся, он вам подойдёт». Досадно, что с хорошим - так же. Сложно прийти и купить то, что уже опробовано, одобрено, но по каким-то причинам отслужило своё. Каждый раз наугад.)

И про «отдавать деньги после снижения ценности» - ну, это, понятно, больше про то, что через нехватку и «боль». Хрестоматийные шекспировские «полцарства за коня» («A horse! a horse! my kingdom for a horse!») - немного не та цена, которую обычно за коней платят. Но в момент острой необходимости пообещать, да и отдать можно много. Когда необходимость кончилась, цена покажется сильно завышенной. И здесь есть как тема выгоды продажи в тот самый момент, когда позарез надо, так и нечестность пользования тяжёлым положением. Да, донейшн тут обычно этичен. Хотя приёмы раскачки, чтоб люди отдавали больше, чем в нормальном состоянии, человечество тоже знает.

Про подход касаемо донейшнов:


Если у вас есть мысли, комментарии, предложения или отклики по поводу этой страницы или этого цифрового сада в целом, напишите мне сообщение на agnessa@agnessa.pp.ru. Мне ооочень интересно!

Задонатить.


An IndieWeb Webring 🕸💍