обратная связь
- https://habr.com/ru/companies/yandex_praktikum/articles/739274/
- https://vc.ru/marketing/385012-gayd-po-fidbeku-kak-davat-i-prinimat-obratnuyu-svyaz
- празднование
Положительное подкрепление
Положительное подкрепление промежуточных результатов. То есть не только "Я молодец, когда перемыл всю эту гору посуды", но и "Я молодец, когда сложил всю грязную посуду в раковину, чтобы не забыть ничего помыть и очистить поверхность стола". 2024-07-24 11:36:50 +0300
Да собственно, на каждом шаге — ура мне, я это сделала.
Anna Obukhova об обратной связи - услышано в кулуарах.
Источник закомментировала.
Для того, чтобы обратная связь была воспринята как урок, надо соблюдать ряд условий, когда ее даешь.
- Нельзя оценивать человека, даже позитивно, говорить "ты молодец". В удачном случае он просто примет к сведению и продолжит свою работу, а в неудачном на базовом уровне реакций у него возникнет вопрос "А кто ты такой, чтобы меня оценивать?". Потом на рациональном этот вопрос получит ответ, но осадочек-то останется. Оценивается действие/результат.
- Нельзя давать обратную связь неожиданно, например, просто зайдя в комнату. Если он в невротическом состоянии, то он на базовом уровне испугается вторжению в личное пространство. И вообще будет парадокс: вы похвалили, а человек начал бояться открывающейся двери "а-а, мне обратную связь могут дать". И рационально это очень тяжело гасится.
- Надо связывать обратную связь с конкретными поступками, хвалить за результат или за поведение, или, наоборот, фиксировать нежелательность поведения или ставить точку на отсутствии ожидаемого результата. Часто думают, что человек сам догадается - не догадается.
- Чтобы связь с поведением или результатом установилась, надо сначала прогреть кусочек коры, содержащий соответствующий рабочий контекст. Это делается разговором не менее 10 минут, иначе есть риск не успеть.
Вот про «прогрев коры» - прям важное. То, с чем прям печаль была со всеми этими откликами через время.
Морейнис об обратной связи
Как правильно хвалить и ругать?
- Если хотите похвалить – хвалите не человека, а то, что и как он сделал. Когда он в следующий раз столкнется с проблемой – он вспомнит, за что именно его хвалили, и постарается применить этот подход в текущей ситуации.
- Если ругаете – концентрируйтесь не на том, что сделано плохо, а какие шаги нужно предпринять, чтобы это исправить. Обратная связь – это не констатация факта, а руководство к действию. (Что в следующий раз лучше сделать иначе — тоже тема, имхо.)
- "Информация" превращается в "обратную связь" только в том случае, если она а) имеет отношению к процессу, у которого есть понятная и ясная цель, и б) дает понимание, движется ли человек к этой цели или сбился с пути.
- Сделайте процесс получения обратной связи регулярным. Даже негативную обратную связь надо превращать из неожиданного стресса в регулярный, своевременный и конструктивный процесс возвращения в правильное русло.
- На одну ругань должно приходиться не менее шести похвал. Чаще и заранее хвалите – чтобы в любой нужный момент иметь нерастраченный кредит "на поругать". Восстанавливать баланс, начиная хвалить сразу после ругани – непедагогично.
Цитаты подсмотрены здесь, но даны в моем вольном пересказе: https://medium.com/swlh/nine-qualities-of-effective-feedback-d44ea990d4c4 https://t.me/temno/915
Любава, тг-канал Ночной эфир
Не зная мнения второй стороны, будь то человек, организация, группа, мозг всегда склонен дорисовывать картину хуже. Пишу «всегда» — потому что есть куча исследований не эту тему.
Например, в книге «Фактологичность» очень много про это — люди разных национальностей, разных культур, возрастов, доходов все оценивают реальность хуже, чем она есть. Стабильно.
Выходит, в этом и есть ценность обратной связи. Не послушать якой ты хороший и эго потешить. Но свериться с реальностью. Узнать, как оно для другой стороны.