домашки
Тыренное, источник потерян. Исходно про школьников, но кажется, на самом деле нет разницы.
По дидактическим целям выделяют следующие виды домашних заданий :
- подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы;
- направленные на закрепление и применение знаний, полученных на уроках, выработку умений и навыков;
- способствующие расширению и углублению учебного материала, изученного в классе;
- направленные на формирование и развитие умений самостоятельного выполнения упражнений;
- способствующие развитию самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающем возможностям учеников.
- Особым видом являются задания творческого характера
Классификация в зависимости от типа предстоящего урока:
- к урокам изучения нового материала:
- изучение материала учебника и его пересказ;
- доработка материала, изученного на уроке;
- группировка материала по какому-либо признаку ;
- сбор материалов из дополнительных источников и окружающей действительности.
- к урокам обучения применению знаний:
- практические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц: придуманных самостоятельно, заимствованных из дополнительной литературы, справочников, словарей и т.д.);
- решение задач, аналогичных решенным в классе, или по образцу;
- решение нестандартных задач;
- решение задач с межпредметными связями;
- самостоятельное составление задач;
- самостоятельное изучение материала;
- сравнение фактов, наблюдаемых явлений и объяснение их сходства и различия;
- работа над ошибками.
- к урокам обобщения:
- ответы на специально поставленные вопросы учителя;
- подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем;
- самостоятельное составление плана ответа по теме или подготовка по этому плану;
- выделение в тексте основного и второстепенного материала;
- самостоятельное доказательство того или иного положения или вывода, аналогичное тому, которое давалось в классе;
- подбор дополнительного материала по теме;
- самостоятельное составление задач по изученной теме (индивидуальное, парное или групповое);
- формулирование выводов на основании фактического материала (наблюдений, опытов, эксперимента, экскурсии);
- подготовка таблиц, схем, опорных конспектов;
- нетрадиционные задания обобщающего характера: составление кроссворда, теста, обучающей программы и т.д. по изученному материалу.
- к урокам контроля и проверки знаний:
- письменные ответы на вопросы;
- индивидуальная домашняя контрольная работа;
- решение нестандартных задач.
Чтобы не перегружать учащихся домашними заданиями, их целесообразно строить по принципу «минимум –максимум». При этом задания-минимум являются обязательными для всех, а задания-максимум необязательны, рассчитаны на учеников, интересующихся предметом, имеющим к нему склонность, они могут быть нерегулярными
В педагогике предлагается использовать несколько уровней домашнего задания.
Первый уровень – обязательный минимум. Задание должно быть понятно и посильно всем ученикам.
Второй уровень домашнего задания – тренировочный. Его выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет и без особой трудности осваивающие программу. При этом они могут освобождаться от задания первого уровня.
Третий уровень – творческое задание – используется в зависимости от темы урока, подготовленности класса и т.д. Оно выполняется учениками, как правило, на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой. В рамках творческих заданий ученикам предлагается разработать: сказки, фантастические рассказы и т.д. (по теме);чайнворды, кроссворды; тематические сборники интересных фактов, примеров, задач; плакаты – опорные сигналы, схемы, наглядные пособия.
- для задавания на дом необходимо отводить специальное время;
- давать задания следует при полном внимании всего класса;
- домашнее задание должно быть понято всеми без исключения;
- учащиеся должны знать не только, что делать, но и как делать: как прочитать учебник, как приступить к решению задачи и т.д.
Полезно использовать в домашней работе такие приемы, как:
- выполнение заданий, включающих ошибки в рассуждениях или записях;
- выполнение заданий на выявление закономерностей;
- рассмотрение задач с лишними или недостающими данными;
- разнообразные приемы самоконтроля.
Можно сформулировать ряд требований к организации домашних заданий:
- задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания);
- задание должно быть мотивировано, пробуждать в учащихся любознательность и радость открытия (установка на познавательные интересы учащихся);
- задание можно давать фронтально, дифференцированно, но всегда с учетом особенностей учащихся класса (установка на индивидуализацию);
- задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы (разнообразие заданий);
- задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решения, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (установка на развитие самостоятельности);
- каждое задание должно быть трудным, но одновременно посильным для учащихся (установка на преодоление трудностей учения);
- задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т.п.(установка на развитие мышления);
- задание должно предварять его проверку (установка на контроль);
Для начальной школы важно соблюдение требования посильности домашних заданий. Нельзя допустить, чтобы домашняя работа принесла огорчение, человек должен идти в школу с легким сердцем, с радостной перспективой. Поэтому, домашняя работа по степени трудности должна быть легче той работы, которая выполнялась в классе, или по крайней мере равна ей.
В среднем звене увеличивается объем материала для домашней работы. От учащихся требуются более разнообразные умения самостоятельной работы. Эти особенности ведут к разнообразию видов домашних заданий, к увеличению доли заданий творческого характера, чаще даются задания на длительные сроки.
В старших классах увеличивается количество заданий на самостоятельное приобретение новых знаний, поиск в источниках, опыты. У учащихся появляется большая возможность работать в том направлении, к которому есть интересы и склонности. Поэтому шире используется дифференциация заданий.
Домашнее задание нельзя давать наспех, для этого нужно отводить специальное время урока, а методика задавания должна быть также продумана, как и методы объяснения нового материала. К каждому домашнему заданию необходим инструктаж, цель которого заключается в рекомендациях по подготовке домашнего задания. Проводиться он может не только в конце урока, но и во время изучения нового материала, т.е. где это целесообразно.
Различают несколько видов инструктажа:
- учащимся показывают, что работа над домашним заданием аналогична проводимой в классе;
- предложив задание, учитель сам или при помощи учащихся проделывает несколько упражнений, похожих на те, с которыми учащиеся будут иметь дело дома;
- учитель, анализируя домашнее задание, рассматривает наиболее сложные его элементы, предупреждает учащихся о трудностях и возможных путях их преодоления;
- делает общий обзор заданного и подчеркивает самое главное (существенное). Здесь же указывается, где можно найти дополнительное разъяснение.
Так, например, в начальных классах инструктаж сопровождается подробным разъяснением содержания домашнего задания, способов его выполнения. Учитель обязательно выясняет - все ли поняли и записали задание (прочитай, как ты записал; повтори, какое наблюдение ты сделаешь дома и пр.).
В результате инструктажа учащиеся должны узнать цель домашнего задания, его объем, требования к нему (что нужно усвоить и на каком уровне?).
Кроме этого, учащиеся должны знать, как организовать работу, как заучивать, как оформлять результаты, как осуществлять самоконтроль. Разъяснение приемов самостоятельной работы над домашним заданием будет зависеть от возраста учащихся, их подготовленности, от вида задания. Чтобы учащиеся были заинтересованы в овладении приемами самостоятельной работы, учитель при проверке домашнего задания должен интересоваться не только правильностью и качеством его выполнения, но и характером умений к которым прибегал ученик при выполнении задания.
Важное значение имеет сам процесс проверки выполненных работ. Чтобы установить факт выполнения домашнего задания и глубоко проверить его у некоторых учащихся, учитель может бегло просматривать все тетради, а для тщательной проверки собрать их у 3-5 учеников. Не обязательно всегда проверять в классе упражнения, которые учащиеся выполнили дома. Лучше в начале урока предложить учащимся небольшую самостоятельную работу. Это можно сделать, если тема урока является продолжением предыдущей, если тема новая, то проверку можно проводить и в конце урока.
При проверке устных заданий целесообразно проводить рецензирование ответов учащимися, которые должны выделить достоинства и недостатки ответа. Рецензирование способствует развитию речи, учит критически мыслить и оценивать.
Важной формой контроля является взаимная проверка выполненных работ учащимися с обнаружением ошибок, их устранением и выставлением оценки, а затем, в отдельных случаях, обоснованием оценки перед всем классом. Вовлечение всех учащихся класса к проверке домашних заданий, для обсуждения ошибок, путей их преодоления очень целесообразно, поскольку дает каждому школьнику дополнительные представления о процессе усвоения и возможных трудностях. Привлечь учащихся к участию в проверке можно еще таким образом: учитель вызывает одного из учеников, который демонстрирует выполненное задание (записывая на доске, читая и т.д.), а остальные сверяют его со своей работой. Если учитель обнаруживает у вызванного ученика ошибку, то спрашивает, у кого сделано иначе, с помощью класса выясняет, как должно быть правильно.
Если проверка домашнего задания проводится постоянно и, как правило, связывается с содержанием работы на уроке, то учащиеся более ответственно относятся к их выполнению и стараются работать дома самостоятельно, чтобы быть готовыми к предстоящему уроку. Если ученики увидят, что учителю тоже интересно, как выполняется домашнее задание, в каком виде оно преподносится, то они будут ответственно подходить к выполнению домашнего задания.
Пачка нереальных правил.
Правило 1. Процесс осмысления и усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер. Правило 2. Домашнее задание необходимо выполнять в день получения. (На следующий день) Правило 3. При подготовке домашних заданий необходимо создать психологический настрой на их аккуратное выполнение и прочное усвоение изучаемого материала. Для этого нужно детально продумать ту цель, которую необходимо достичь при выполнении домашнего задания. Правило 4. «Если домашнее задание включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение различных упражнений, то его подготовку нужно начинать с работы над учебником. Порядок работы с учебником следующий: вначале нужно припомнить то, что осталось в памяти от урока. Затем следует обратиться к вдумчивому чтению параграфа учебника, выделяя в нем важнейшие положения, правила, выводы, стремясь к их глубокому осмыслению и усвоению. После этого нужно применить приемы воспроизведения и самоконтроля: пересказ материала вслух, ответы на вопросы учебника» [18, С.306]. Правило 5. Перед выполнением практических заданий следует внимательно посмотреть те упражнения, которые выполнялись по изучаемой теме на уроке. Правило 6. «Между подготовкой домашних заданий по отдельным предметам необходимо делать перерывы в 10-15 минут для отдыха и психологического переключения на другой вид деятельности. Правило 7. Во время перерыва следует спокойно погулять на свежем воздухе, выполнить легкую физическую работу и пр. Нельзя подвергать себя сильным внешним воздействиям, в частности, смотреть TV, вступать в дискуссии и т.д. Правило 8. Домашнее задание должно выполняться ежедневно в одно и тоже время и на постоянном месте. Правило 9. «После подготовки домашних заданий по урокам, которые были сегодня, необходимо сделать 20-30 минутный перерыв и повторить материал к занятиям на завтрашний день с применением приемов самоконтроля, осуществляя таким образом рассредоточенное усвоение знаний» Правило 10. Перед сном бегло повторить изученный материал.