сомнение в надёжную уверенность
https://t.me/changemarketing/931
В романе Оруэлла «1984» есть крутая иллюстрация одного из главного принципов андрагогики. Чтобы не сильно спойлерить, не буду пересказывать сюжет, но все равно спойлер-алерт, если не читали.
- Вопрос
Представьте, что вы живете в сверх-тоталитарном государстве, где в каждом помещении есть «телекран» и из него за вами круглосуточно следит Большой Брат. Не то выражение лица — и вас за «мыслепреступление» против партии могут «распылить».
А теперь представьте, что вы — член «внутренней партии», то есть элитная верхушка (для тех, кто читал: я предлагаю вам роль О’Брайена, а не Смита). Ваша задача — вербовать во внутреннюю партию других членов, умных и надежных. Вы набираете их из членов «внешней партии», то есть из простых партийных трудяг.
Кого вы будете вербовать? а) лояльных партийцев б) сомневающихся партийцев
- Ответ
Очевидным кажется ответ а). Сомневащиеся могут напортачить и все развалить. Но в книге вербуют самого сомневающегося партийца — Смита. Хотя это супердолгий неэффективный процесс:
— сначала за ним годами следят, — потом его якобы зовут в выдуманную подпольную организацию, — дают ему прочитать оппозиционную книгу, которая еще сильнее укрепляет его веру, что партия говно, — потом еще месяцами пытают его, между пытками убеждая, что партия огонь. Причем внутренний партиец лично часами с ним «беседует».
Зачем идти таким сложным путем, если можно просто позвать самых лояльных?
Потому что: кто не сомневался, до конца не понял. Только тот, кто сходил в сомнения по полной — и вернулся, только он по-настоящему надежен.
(То, что Смита пытали, чтобы приобщить во внутреннюю партию — это моя интерпретация, явно про это в романе не было сказано, критики спорят).
- Андрагогика
Одна из главных идей андрагогики в том, что в отличие от ребенка взрослый человек строит нейронные связи не на пустом месте. Чтобы построить новую связь, надо сломать старые — это двойная работа.
Даже если у человека совсем не было знаний о предмете, у него обязательно были «как бы он сделал, опираясь на похожий опыт». То есть почти всегда есть, что ломать.
Важно помочь человеку расстаться со старыми нейронными связями — это должно быть частью процесса обучения. В одном из исследований БКО разберу, как у нас в курсах ломалка старых связей встроена в контент. Но все не предусмотришь, поэтому важно обнаруживать и ломать старые связи в интерактивной части обучения. Так вот:
Если кто-то в группе «обнаглел» и сомневается в вашей 20-летней экспертности, рассказывая, как ваши слова расходятся с его картиной мира, — это и есть обнажение старых нейронных связей. — Танцуйте! У вас появляется возможность перезаписать старые связи студентов на новые.
Если кто-то озвучил сомнения на всю группу — это двойная удача. Один сказал, десять подумали. Современный человек настолько политкорректен, что не хочет «обижать учителя», а там более «выглядеть дураком». Людям сложно высказать сомнения, а иногда даже услышать их в своей голове.
Душнилу в группе надо так открыто поощрять за вбросы, чтобы остальные видели вашу радость и включались в работу со своими сомнениями. Вы можете сказать: «Спасибо за сложные вопросы, вы делаете мою работу интереснее». Я всегда так говорю.
- Сшиваем с «1984»
Повторю мысль: партия вербовала сомневающихся и годами работала, чтобы переубедить их, потому что — кто не сомневался, до конца не понял.
Только тот, кто сходил в сомнения по полной — и вернулся, по-настоящему надежен. Тот, чей мозг «не ходил» в сомнения, может рано или поздно туда забрести. Вернувшийся из сомнений убежден по-настоящему.