выученная агентность
- Выученная агентность, а не выученная беспомощность. По факту, агентности мы и учимся в любом деле. А начинаем с беспомощности. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Выученная_беспомощность
- Вадим Ротенберг «Образ Я и поведение. Рождение идей» – интересное тож чтение. Пока не очень понимаю, как там воспринимать тему про всякое, связанное с левым и правым полушариями, сложно не шарить :)
Вот тут (https://t.me/cptsd_therapy/565) снова напомнили про тему "нет выученной беспомощности, есть выученная агентность".
Мне это интересно немного в другом ракурсе — в ракурсе обучения.Вполне нормально в новом деле ощущать беспомощность. Не знаю, что делать, как делать, что из этого получается, как к этому отнестись, и всё вот это. Ааа, это я, наверное, какая-то неподходящая, ничо не могу, пойду плакать и брошу всё нафиг. И поэтому часто нужно не только и не столько давать какие-то сведения, сколько учить на практике агентности в конкретном деле. Делать можно вот это достаточно простое, вот так, вот что получилось, вот что в этом хорошо, ура. А если вот так, то получается вот это, да, связь между делаемым и результатом правда есть. Смотреть сюда, слушать сюда, понимать вот так — тут верно, тут не совсем так, о, да уже всё верно, сама можешь! И да, всё с тобой в порядке, вот, это уже можешь, это меняется к лучшему, это понимаешь, норм процесс. Естественно, правда и ничего кроме правды. Заметим, "много хвалить" и выдача такой инфы — не всегда одно и то же.
Задачи, за которые посильно и не страшно браться, усложняются по мере набирания опыта успехов, самостоятельность растёт, человеку всё реже нужно сверяться, всё чаще нужна сначала чисто инфа (я уже сама знаю, что с ней делать), потом места самостоятельного поиска инфы (я уже умею понимать, что мне нужно). Совсем не сверяться ни в каком виде — наверное, никогда не будет и не надо, но будет "взрослый" "самостоятельный" уровень, и уже, скорее всего, с разными людьми. И такой рост самостоятельности "сам" происходит, кажется, быстрее всего. Не на пинках, они обычно тормозят по моему впечатлению :))
Оно так у меня примерно одинаково работало и в компьютерном, и в театральном, и в чем там ещё перепадало помогать людям обучаться.
Да, могут быть разные ситуации, когда не так.
- Человек не хочет учиться, человек хочет достаточно простую инструкцию к конкретной своей задаче и ничем лишним не грузить мозги и прочее — ну, мейби прав, а если и нет — желательно, чтоб это не стало моей проблемой :)
- Человек так-то учился бы, но на это нет ресурсов — времени, сил-мозгов, здоровья, ещё чего-то — ну, бывает, можно сочувствовать и огорчаться мировой несправедливости, но вот такой факт.
- Человек не хочет учиться, человек хочет практиковать приятное на том уровне, какой есть — ну, опять же, почему бы и не да, но мейби без меня :))
Мож ещё что вспомню.
И вот из сказанного выше мне очень видно, что если при обучении обучающие жалуются на то, что людям не хватает самостоятельности, инициативности и чего-то подобного — это часто не про неподходящих людей, которые не того хотят, а про желание от этих людей более высокого уровня подготовки, чем есть. Хотеть больше готового и меньше работы — можно, конечно, но опираться-то лучше на существующий уровень. И уметь поднимать его до желаемого. :))