с трепетом и уважением к героям
Прекрасная Марина Аницкая мудрое про то, о чём писать.
https://amarinn.livejournal.com/1650846.html
У нее это завязано на христианство. Но по мне оно и вне христианства работает.
И да, это конкретно метод, можно делать другое.
«маленьких людей» в том смысле, как это обычно понимается навскидку («тварь дрожащая» или «право имею», «такой нитакой» или «унылый нормис», «праведный революционер» или «жалкий мещанин», "посвященный" или "профан") на самом деле Просто Не Существует.
Лучше всего об этом всем писал, конечно же, Диккенс, великий и прекрасный:
«Странно, как подумаешь, что каждое человеческое существо представляет собой непостижимую загадку и тайну для всякого другого. Когда въезжаешь ночью в большой город, невольно задумываешься над тем, что в каждом из этих мрачно сгрудившихся домов скрыта своя тайна, и в каждой комнате каждого дома хранится своя тайна, и каждое сердце из сотен тысяч сердец, бьющихся здесь, исполнено своих тайных чаяний, и так они и останутся тайной даже для самого близкого сердца. В этом есть что-то до такой степени страшное, что можно сравнить только со смертью.
Сей непостижимой особенностью, заложенной в человеке природой и неотъемлемой от него, был наделен и верховой гонец, в не меньшей мере, нежели сам король, или его первый министр, или богатейший лондонский купец. Точно так же и трое пассажиров, прикорнувших бок о бок в наглухо закрытом кузове старого разбитого дилижанса, — каждый из них представлял собой полнейшую тайну для другого, и все они были до такой степени недоступны друг другу, как если бы каждый ехал в своей собственной карете шестериком — и даже шестидесятериком — и все земли графства отделяли бы его от других».
…может в своих произведениях видеть вот эту божественную часть, «великую тайну» во всех своих персонажах.
Проблема, однако, в том, что такие штуки не берутся в чистом виде писательской техникой, они берутся работой с мировоззрением, психотерапевтическими и/или медитативными практиками, мистическими опытом – и то без гарантии. И что, спрашивается, делать, если до предположительного просветления еще тридцать тысяч верст, и все лесом, а писать нетленку пробило уже сейчас?
Обычному нормальному человеку, который еще не достиг стадии Будды, строить истории от «божественной части» вообще во всех бывает очень сложно.
Штука, с которой, на мой взгляд, имеет смысл начинать – это с честного отслеживания своего мировоззрения. К чьей судьбе я могу в любой момент искренне отнестись с замиранием сердца, трепетом и уважением? И дальше этот образ-камертон ставить на позицию каждого персонажа в тексте – и смотреть, как будет меняться восприятие и интонирование. Допустим, навскидку мне легко даются прекрасные летающие корейские принцы. Дальше потом можно начать двигать внимание – а нелетающие? А не принцы, а принцессы? А некрасивые? А не аристократы? А некорейские? Что влияет на уровень моего интереса и сочувствия? Почему?
В какой-то момент, понятно, этот прием окажется невозможным («он бы никогда!!») – и это будет означать, что вы нашли границу своего естественного сочувствия. Двигать ее самостоятельно может быть сложно (да и не нужно) – но можно увидеть, на кого это сопереживание распространяется легко, и писать внутри этого «круга света». Честно, лучше сто тыщпятисотый текст про милых котиков и прелестных летающих китайцев, наполненный искренней любовью к, чем бессмысленная и беспощадная попытка в боллитру, проникнутая отвращением к биологической жизни как таковой вообще и людям в частности :)
И да, это не значит, что всё написанное должно быть уютным и с персонажами не должно случаться ничего сложного, страшного, болезненного. Вообще никак не значит.
И да, люди вообще не обязаны учитывать ни мои представления о прекрасном и правильном, ни представления Аницкой вот. Текстов, написанных из ненависти и отвращения, уже есть до фига, и ещё будет. Я вполне могу с этим ужиться в одном мире :)