смещение ценности с результата на процесс
«сдвиг мотива на цель», то название, под которым я нашла — странная формулировка.
«замещение первичной цели, ради которой проводились определенные действия, на деятельность, ранее служившую только вспомогательным инструментом для достижения имевшейся задачи» В смысле, начинала что-то делать ради достижения какой-то цели, процесс заинтересовал, понравился, стал самоценным.
Это изучал Алексей Николаевич Леонтьев — советский психолог, ученик и последователь Льва Выготского
Происходит, если в процессе реального действия получаемый результат приносит большее моральное удовлетворение или выгоду, чем цель, ради которой происходил процесс.
Способствует как получению удовольствия от процесса, так и застреванию в ненужном.
- предиктор профессионализма - думаю, как раз вот это. Удовольствие от процесса.
Процесс - когда нравится делать, только результат - когда делать не нравится.
Мотив
Мотив — одна из движущих сил поведения, наряду с привычками, разумными соображениями, страхами и состояниями аффекта, стимулами, мотиваторами, жизненными целями и ценностями.
Три ключевых слова, задающим содержание понятия мотив, это: «побуждение», «внутреннее» и «личное».
Мотив — это не страхи, не стремление от, не то что отвращает. Мотив — это стремление к, это всегда побуждение.
Мотив — это всегда внутреннее. Внешние побудители поведения называются стимулами или мотиваторами.
Мотив — это не просто внутреннее, а — личное. За безличными действиями, побуждаемыми например привычками, мотива может и не стоять, но за каждым личным поступком мотив стоит всегда. Вокруг нас много привлекающих нас вещей или пугающих нас обстоятельств, но этот человек сделал свой личный выбор, среди многого выбрал одно. Мотив, это всегда личное, это ответ на вопрос» «Что побудило именно тебя?»
Параллельное подкрепление
Эффективность основного подкрепления зависит от создающего ему фон параллельного подкрепления, в котором человек фиксирует свое отношение к происходящему. Когда человек совершает какое-то действие, на самом деле он совершает не одно, а два действия: само действие и выражение к нему отношения, свою эмоциональную акцию. Если эмоциональная акция была позитивной, она помогает формированию привычки, если же эмоциональная акция была негативная, она препятствует образованию привыкания. Точнее, человек привыкает протестовать против выполнения основного действия. Достаточно очевидно, что данный закон описывает отношения двух протекающих параллельно сочетательных рефлексов, где один оказывает на другой когда возбуждающее, а когда тормозящее действие.