Образование современных мифов на примере принцессы Дианы
Из давних конспектов, но интересно и сейчас.
Если человек не живет в личной мифологии, собранной осознанно, то он живет в коллективной мифологии, подобранной бессознательно где попало. И там гораздо хуже.
— Стромер «Личная мифология как путь к сакральному» via amarinn
- https://congregatio.livejournal.com/4535743.html - «Вы объясняете рыбов?»
- Ролан Барт "Риторика образа" http://www.philology.ru/literature1/barthes-94a.htm, Ролан Барт на википедии - текст про считывание смыслов из рекламных картинок с текстом. Считывание смыслов из предъявленных образов, если чуть расширить.
Миф о принцессе Диане.
Процесс - семиозис - образование знака.
Например: "молодой":
- первичное означивание - возрастное значение.
- вторичное значивание - напр. "молодые реформаторы" - новизна, будущее, начало - в контексте культуры, политики и т.п., связанное с какой бы то ни было оценкой. Возникает идеологема.
- разозначивание - когда практически теряется первичное значение, и остаётся только оценка. Возникает мифологема.
3 этапа образования мифа.
Этап 1.
Изначальные 2 участника - Диана и английский королевский дом (принц Чарльз и его мать, королева Елизавета).
Диана создаётся как сказочная принцесса.
- молода (18 лет), юна и беззащитна. При этом принц Чарльз представал старым. Королева - уж совсем старуха.
Молодой - старый. Неприятные фотографии, утрирующие старость.
- красивая. Остальные - безобразны. Особенно Камилла.
- Диане также приписывалась сердечность (принцесса сердец, королева сердец), а остальным - бесчувственность, холодность. И это на фоне остального достаточно правдивого принималось на веру.
Все признаки сказочной принцессы:
- Несчастная - брошена родителями. (Развод в семье родителей)
- Лишена счастливого детства
- Одинока и непонята
- Любит детей, работает в детском садике
- Простая девушка - как Золушка. Сама зарабатывает деньги. Убирается у своих подруг за деньги.
Этап 2:
- Свобода и рабство
- Чувство и условности
- Свобода - долг
- Свобода - семья
Диана - свободна и естественна. Чарльз и семья - препятствуют выражению чувств, препятствуют свободе.
Диана как бы настаивает на своих правах - любить, выражать чувства. А королевский дом подавляет её права человека. Появляется политический смысл.
Этап 3.
- Диана - прекрасная, отвергнутая, одинокая + Доди Аль-Файед - новый принц, мусульманин vs. королевская семья
- Рисуется прекрасный образ страсти Дианы и Доди, и омерзительной страсти уродов Чарльза и Камиллы.
- Диана получает от прессы титул "народная принцесса". Любовь - стремление мировых культур к объединению. Мусульманин Доди и англиканка Диана - вместе борются за естественное право любить.
И смерть Дианы нужна, чтобы окончательно скомпрометировать королевский дом - подозрение, что это они, гады, её, бедняжку, убили. Плюс дискредитация вообще европейской культуры по сравнению с мусульманской.